Оставьте Ваше сообщение в Гостевой книге.
Современный мир немало полезных открытий и технических свершений глобального масштаба, но вместе с тем в значительной мере
изменил исторически сформированный традиционный уклад семьи и общества, что привело к еще не вполне осознаваемому обширному кризису.
Наблюдаемые сегодня трудности государственного строительства и экономического возрождения России, педагогические парадоксы в воспитании, трудовая
и духовная атрофия, отсутствие нравственного ядра в характерах молодых людей показывает, что нечто предельно важное, может быть даже, главное выпущено
из вида и не только не приобретает активных, действенных, здоровых форм, но находится в загоне, представляется СМИ неважным, а подчас просто немодным
и потому непристижным. В этих условиях обращение социологов и педагогов, активной части общества к тому, что объединяет людей, связывает их единым
стремлением к взаимопониманию, общему благу, добру является только полезным. И, безусловно, традиционной вершиной поиска таких причин и
механизмов содержания жизни индивидуума в обществе и самого общества в целом является СЕМЬЯ.
Семья является не столько экономической сколько нравственной, духовной ячейкой общества. От любовного сопереживания,
нравственной зрелости, трудовой и духовной содержательности семейной жизни зависит моральное состояние и развитие общества во всех его ипостасях:
политической, экономической, производственной, судебной, законотворческой и других.
Члены Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, занимаясь историко-родословными исследованиями, неоднократно
убеждались в нерасторжимой связи семейного уклада, семейных отношений, передающихся из поколения в поколение родовых традиций с
нравственным содержанием жизни, воспитанием и преумножением патриотических чувств, ответственности за себя, свою семью и Отечество.
Сегодняшний дефицит подобных настроений и нравственная деградация заставляет Общество потомков выступить с инициативой проведения
семинаров и бесед с учащимися старших классов школ, кадетских корпусов и других учебных заведений по курсу программы с широким использованием
известных и малоизвестных материалов по событиям российской истории, в том числе по Отечественной войне 1812 года, мемуаров, воспоминаний и
частных семейных архивов потомков участников эпохальных событий .
Данная программа рассматривает нравственно-патриотическую тему воспитания как результат воздействия прежде всего семейного, родового уклада
жизни на формирующуюся личность, заостряет акценты на духовно-нравственных основах семейных отношений и духовной жизни общества в целом.
Курс семинаров НПОСО позволяет сформировать у учащегося представление о семье как объективно сложной целостной системе, имеющей особое место
в "механизме" самообновления человеческого сообщества и играющей важнейшую роль в духовной жизни, понять природно-исторические корни образования
семьи и её эволюции, усвоить принципы и основы сохранения здоровья семьи, содержания здорового быта и культуры семейных отношений \экология семьи\.
Вместе с тем курс НПОСО способствует развитию в представлении учащихся целостной картины мира, познанию его иерархической сложности, осмыслению
места человека и семьи в общественном мироустройстве. При этом учащиеся получают представление об идеальной, исторически детерминированной семье
и её частных вариантах проявления, о влиянии субъективного фактора на развитие семьи, формирующейся ущербности семьи и её членов в результате
техногенного уклада жизни, разрыва семейных связей и утраты родовых традиций. Одновременно предлагаемый курс НПОСО даёт представление о здоровых
отношениях в семье, о любви и бескорыстии, о духовном сопереживании и сострадании, что,дополненное представлениями об основах православной культуры
и пастырским воспитанием, формирует у учащихся нравственные основы поведения, совесть, любовь и уважение к окружающим людям, старшим и младшим,
близким и далёким, придаёт устойчивость к вредным влияниям чуждой идеологии, порождает и развивает здоровое патриотическое чувство.
Курс НПОСО даёт учащемуся представление о традиционных особенностях русской семейной культуры, домострое, особенностях крестьянского, купеческого
и дворянского быта, быта титулованной аристократии российского общества Х1Х столетия, а также о формах активного воздействия Русской Православной Церкви
на семью и государство с целью гармонизации их отношений. В программе уделено внимание современному кризису семьи и общества, причинам и механизмам
распада семьи, исторической роли государства в развитии семьи и её развале. Особое значение придается возрождению родовой семьи, обретению традиций
нравственно-патриотического служения России, возрождению духовной культуры, в том числе приобщению к Православной Вере. Программа предполагает
освоение учащимися методики ведения родословий, генеалогическим исследованиям, работы в исторических библиотеках и архивах. Предлагаемая программа
изучения нравственно-патриотических основ семьи и общества опирается на последние достижения философской и исторической науки, богатый опыт
генеалогических исследований и исследований частной жизни отдельных семей. Она способствует формированию в сознании учащихся целостной системной
картины общественных отношений и их внутренних механизмов, дефицит исследования которых ощущается сегодня. Только овладев содержанием курса учащиеся
смогут осознанно и стремительно двигаться по всему фронту общественных отношений: от поведения в семье своих родителей до формирования своей семьи, от
личного рядового трудового участия в среде производственного коллектива до участия в руководстве такими коллективами; обоснованно применять психологические
приемы и навыки социального общения, а также научные знания, полученные ранее, в общении с другими людьми.
Главными же результатами предлагаемого курса следует считать принятие учащимися прерогативы нравственного содержания жизни: совестливости
и духовности, которая подтверждается историческим опытом и светской философской концепцией развития целостных систем, к которым относятся
и семья и общество в целом. Последнее достаточно полно коррелирует с основами православия, что доказывает необходимость повышенного внимания
священнослужителей к институту семьи в целом и к каждой семье в отдельности.
В предлагаемой программе курса семинаров заложен принцип вариативности. Материал дан в значительном объёме и учитель может выбрать тему в
зависимости от обучаемого контингента, наличия аудиовизуальных средств, возможностей выехать к местам боевой славы, в музей-панораму "Бородинская битва",
в музей-заповедник "Бородино" и т.д.. В программе указано примерное количество часов на каждую тему и учитель может самостоятельно
расширить материал раздела, выделить основные моменты, распределять время в соответствии с возможностями учебного плана конкретного учебного заведения.
При подаче материала весьма полезен интерактивный опрос и применение системы творческих работ, темы которых могут творчески варьироваться учителем.
Нравственно-патриотические основы семьи и общества - тема насколько актуальная, настолько и обширная. Для ученика средней школы этот курс лишь
первая ступень к смелому вхождению в жизнь, адаптации к её здоровому началу, пониманию её объективной сложности и личному активному действию на благо Отечества.
1. Патриотизм как качество устойчивой общественной структуры \2 часа\:
история становления патриотического чувства в период Отечественной войны 1812 года;
русский мыслитель Н.Я.Данилевский об Отечественной войне 1812 года как духовном подвиге русского народа;
духовная зрелость и ущербность бездуховного интеллекта.
2. Истоки патриотизма в русском обществе \2 часа\:
нравственность как источник патриотизма;
влияние родовой семьи на гармонию семейных отношений;
история отношений института семьи и института власти;
православие как основа нравственно-патриотического воспитания в эпоху Отечественной войны 1812 года.
3. Семья как природный механизм возобновления общества \2 часа\:
природно-исторические истоки семьи;
традиции семейной жизни в различных слоях российского общества, домострой;
роль религии в традиционном семейном укладе, семья как малая Церковь.
4. Любовь и счастье в семье \2 часа\:
влюблённость до брака и любовь в семье;
сопереживание,сострадание и взаимоуважение в семье;
счастье, когда тебя понимают;
любовь и самопожертвование как основа духовной жизни в семье;
бескорыстие как качество здоровой семьи.
5. Члены семьи и особенности их ролевых функций \2 часа\:
мать и отец;
дети: сын, дочь, брат, сестра;
бабушки и дедушки;
предки, пращур, родоначальник;
кровное и духовное родство;
степени родства, знакомство с терминологией.
6. Экология семьи \2 часа\:
физическое здоровье;
психическое здоровье;
нравственное здоровье;
трудовое воспитание в семье;
интеллектуальное здоровье;
духовное здоровье;
влияние экономического фактора.
7. Особенности русской семейной культуры \2 часа\:
крестьянская семья и её обычаи;
община как основа крестьянской жизни;
традиция служения государственности в дворянской семье;
традиции общения и совместного труда в семье;
традиция родовой преемственности поколений;
православная обрядовая культура.
8. Кризис семьи и государственности в России \2 часа\:
неполные семьи, незарегистрированные браки;
пагубные привычки как причина личных и общественных проблем;
свобода личности и семья, изменение традиционных ролевых функций в семье;
экономический кризис - миражи и реальность;
демографический кризис и проблемы миграции.
9. Родовая семья и перспективы возрождения массового патриотизма \2 часа\:
ведение родословия как основа духовной связи с предками и преемственности поколений;
о пользе ведения дневников;
возрождение православной культуры в семье;
опыт ведения родословий участников Отечественной войны 1812 года и их потомков;
твоя родословная, опыт генеалогических исследований, работа в архивах и библиотеках.
Предложения по проведению семинаров и участия в их организации и проведении направлять по адресу электронной почты или руководителю отдела по связи с учебными заведениями